Храм Михаила Архангела в Грозном

Храм Михаила Архангела — небольшой и единственный островок православия в Грозном. Его история необычна, неординарна. После военных 90-х он пережил свое второе рождение. Сегодня поговорим о прошлом, настоящем и будущем этого храма.



Храм Михаила Архангела находится на Проспекте Кадырова и является объектом культурногонаследия РФ, Он построен еще в 1890 году, но в первую чеченскую войну был почти полностью разрушен. В начале 2000-х его восставливали практически с нуля, и свой исторический облик храм потерял. Однако другие объекты — двухэтажный церковный (приходской) дом с подвалом и церковно-приходскую школу восстановить пока не удалось.

Вот так Храм выглядит с высоты.



Охраняют храм Михаила Архангела офицеры МВД, находящиеся в Чечне в командировке для выполнения специальных служебных задач. В данный момент времени — это буряты. Вот такой интересный парадокс: единственный православный храм в мусульманской республике охраняют буддисты-буряты. Они посменно несут дежурство, отдыхают в строительном вагончике, готовят в маленькой пристройке.



Храм был построен на пожертвования болгарских, армянских, русских купцов, а также жителей Грозного. Строили его терские казаки, помогали им офицеры-чеченцы. Итсорически храм был выполнен из красного кирпича с белой отделкой. В период 1994-1996 гг. храм сильно пострадал — была разрушена крыша колокольни, купол богослужебной части, купол алтарной части, купол боковой пристройки, поврежден второй этаж церковного дома. Все убранство, иконы сгорели, настоятель храма иерей Анатолий Чистоусов в январе 1996 года был похищен боевиками и через несколько недель расстрелян. В январе 1997 года был похищен другой настоятель храма — иеромонах Евфимий. Но его освободили в этом же году. А вот судьба иеромонаха Захария, похищенного в 1999 году, остается неизвестной и поныне. В ходе контртеррористической операции 1999-2000 гг. храмовый комплекс получил дополнительные разрушения, но богослужения продолжались в подвале церковного дома.



С начала 2000-х храм стали восстанаваливать. Как силами подразделений Минобороны РФ и Госстроя России, так и обычными жителями. К слову непосрественное участие в восстановлении принимали и тогдашний Президент Чечени Алханов вмесете с премьером Рамзаном Кадыровым. В целом храм попытались сделать похожим на исторический, но отличия все же есть, и серьезные. Особенно это касается цвета храма и его окон.В 2006 году стены храма были выкрашены в бело-голубой гамме, купола и кровля ярко-синие (традиционные цвета Терского казачьего войска), кресты золоченые.



21 ноября 2006 года, в день празднования Собора архистратига Божия Михаила и прочих небесных сил бесплотных, состоялось освящение храма. К этому дню был доставлен и установлен иконостас. Воронежцы передали прихожанам-грозненцам одежду, обувь, продукты, церковную утварь и духовную литературу. Поэтому при входе в храм можно увидеть надпись: "В дар от земляков с Воронежа".



Прихожане в основном, конечно, пенсионеры. Молодежи очень мало. Однако храм живет, здесь постоянно проходят служения. Немало пожертвований от  военнослужащих и других заезжих людей. Самая большая проблема заключается в том, что храмовый комплекс, каков он был до разрушения, до сих пор не восстановлен. Есть необходимость в воскресной школе, библиотеке, гостинице для паломников, нормальной трапезной. Уже давно власти обещают построить необходимую инфраструктуру, но пока есть небольшое здание для трапезной и для жизни настоятеля.



Надеюсь, что все у этого храма будет хорошо, и он станет главным православным центром Чечни. А пока предлагаю насладиться внутренним убранством храма.




Posts from This Journal by “Путешествия” Tag

promo uchvatovsb july 9, 2016 12:52 127
Buy for 450 tokens
Обо мне Здравствуйте. Меня зовут Сергей Учватов. Вот уже несколько лет веду этот блог, который называется просто — "Записки о жизни". Стараюсь писать о том, что интересно обычным людям. Делюсь тем, что окружает меня и моих друзей. Являюсь специалистом IT с более чем 18-летним…
След. источник Зайончковский П.А. видный советский историк, и его "свидетельство":
/Накануне русско-турецкой войны 1877-1878 гг. на Кавказе было создано несколько национальных конно-иррегулярных полков, среди которых был и Чеченский. Всего в 1876-1878 гг. на военную службу поступило 19 852 горца/
-по Бабуринской традиции - в абзаце ни слова про чеченских офицеров. Ну и по его же уже традиции, в работе Зайончковского "Самодержавие и русская армия на рубеже ХIХ-ХХ столетий" приведенный абзац не находится.
Ну и наконец, Акиев Х.А. Наш главный свидетель). Для начала узнаём, что это (тадам!)... ингушский художник)) (Ну, какой он художник судить не берусь, я в этом не силен. На меня его работы никакого впечатления не произвели. Собсно, славу как художник он получил в брежневские времена, когда в рамках укрепления "дружбы народов" принято было одаривать всяких нацменов за их высеры, в чем легко можно убедиться ознакомившись например со списком лауреатов Ленинской премии по литературе и искусству). Вот пример его "свидетельства":
/Исследователь Х.А. Акиев приводит примеры верности русскому царю среди офицеров-чеченцев. Бата Шамурзаев в стычке с чеченцами был взят в плен, после чего отдан на воспитание брату бывшего главнокомандующего войсками в Грузии барона Г.В. Розена. Служил в конвое генерал-фельдмаршала И.Ф. Паскевича-Эриванского в Варшаве, позднее проходил службу на Кавказе в качестве переводчика и проводника русских войск, сражавшихся против Шамиля. Дослужился до чина майора/
История про Бату Шамурзаева достаточно известная, и в реальности выглядела несколько иначе, чем ее преподносит Бабурин А.Ю. кому интересно - может погуглить, сравнить с Бабуринской версией). И, да, один чеченский офицер в истории России 19в таки нашелся). Что касается остальных фамилий "чеченских офицеров", приводимых Акиевым, то их гугление в поисках источника приводит нас к... Акиеву Х.А.))) Такие вот ингушские художества). Про русско-турецкую войну 1878-1879гг написано немало свидетельств и прочего материала, но неуловимых "чеченских офицеров" почему-то не вспомнил никто, кроме ингушского художника второй половины 20в).
Но может просто не осталось достоверных свидетельств о чеченских офицерах? Тогда попробуем просто представить, какими они могли бы быть, опираясь на их традиционные признаки. Существует немало свидетельств участия чеченцев в Первой мировой войне. Про Дикую дивизию ходят легенды о её бесстрашии и доблести, но простое ознакомление с материалами показывает, что "бесстрашная и доблестная" она только в описании своих земляков), все же командиры русской армии как один приводят уже названные признаки - отсутствие дисциплины, безответственность, и массовое дезертирство. В Великую Отечественную прибавилось еще и массовое предательство - свидетельств море, назову лишь работу «За что Сталин выселял народы» Игоря Пыхалова, как образец. Собсно, в самом посте автора-сказочника говорится об убийствах настоятелей Грознеского храма, и самом разрушении храма, которые случились (вот совпадение!) как раз тогда, когда во главе Чечни был самый что ни на есть чеченский офицер. Генерал даже, по фамилии Дудаев.
Ну и напоследок, хочу сказать ( не автору-сказочнику, идейному коллеге Бабурина А.Ю.) вам amico, потому что вы по-моему еще не безнадежны: не стоит верить всякой брехне, даже если она исходит со страниц военно-исторического журнала, не говоря уже про ЖЖ. "Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим"