Храм Михаила Архангела в Грозном

Храм Михаила Архангела — небольшой и единственный островок православия в Грозном. Его история необычна, неординарна. После военных 90-х он пережил свое второе рождение. Сегодня поговорим о прошлом, настоящем и будущем этого храма.



Храм Михаила Архангела находится на Проспекте Кадырова и является объектом культурногонаследия РФ, Он построен еще в 1890 году, но в первую чеченскую войну был почти полностью разрушен. В начале 2000-х его восставливали практически с нуля, и свой исторический облик храм потерял. Однако другие объекты — двухэтажный церковный (приходской) дом с подвалом и церковно-приходскую школу восстановить пока не удалось.

Вот так Храм выглядит с высоты.



Охраняют храм Михаила Архангела офицеры МВД, находящиеся в Чечне в командировке для выполнения специальных служебных задач. В данный момент времени — это буряты. Вот такой интересный парадокс: единственный православный храм в мусульманской республике охраняют буддисты-буряты. Они посменно несут дежурство, отдыхают в строительном вагончике, готовят в маленькой пристройке.



Храм был построен на пожертвования болгарских, армянских, русских купцов, а также жителей Грозного. Строили его терские казаки, помогали им офицеры-чеченцы. Итсорически храм был выполнен из красного кирпича с белой отделкой. В период 1994-1996 гг. храм сильно пострадал — была разрушена крыша колокольни, купол богослужебной части, купол алтарной части, купол боковой пристройки, поврежден второй этаж церковного дома. Все убранство, иконы сгорели, настоятель храма иерей Анатолий Чистоусов в январе 1996 года был похищен боевиками и через несколько недель расстрелян. В январе 1997 года был похищен другой настоятель храма — иеромонах Евфимий. Но его освободили в этом же году. А вот судьба иеромонаха Захария, похищенного в 1999 году, остается неизвестной и поныне. В ходе контртеррористической операции 1999-2000 гг. храмовый комплекс получил дополнительные разрушения, но богослужения продолжались в подвале церковного дома.



С начала 2000-х храм стали восстанаваливать. Как силами подразделений Минобороны РФ и Госстроя России, так и обычными жителями. К слову непосрественное участие в восстановлении принимали и тогдашний Президент Чечени Алханов вмесете с премьером Рамзаном Кадыровым. В целом храм попытались сделать похожим на исторический, но отличия все же есть, и серьезные. Особенно это касается цвета храма и его окон.В 2006 году стены храма были выкрашены в бело-голубой гамме, купола и кровля ярко-синие (традиционные цвета Терского казачьего войска), кресты золоченые.



21 ноября 2006 года, в день празднования Собора архистратига Божия Михаила и прочих небесных сил бесплотных, состоялось освящение храма. К этому дню был доставлен и установлен иконостас. Воронежцы передали прихожанам-грозненцам одежду, обувь, продукты, церковную утварь и духовную литературу. Поэтому при входе в храм можно увидеть надпись: "В дар от земляков с Воронежа".



Прихожане в основном, конечно, пенсионеры. Молодежи очень мало. Однако храм живет, здесь постоянно проходят служения. Немало пожертвований от  военнослужащих и других заезжих людей. Самая большая проблема заключается в том, что храмовый комплекс, каков он был до разрушения, до сих пор не восстановлен. Есть необходимость в воскресной школе, библиотеке, гостинице для паломников, нормальной трапезной. Уже давно власти обещают построить необходимую инфраструктуру, но пока есть небольшое здание для трапезной и для жизни настоятеля.



Надеюсь, что все у этого храма будет хорошо, и он станет главным православным центром Чечни. А пока предлагаю насладиться внутренним убранством храма.




Posts from This Journal by “Путешествия” Tag

promo uchvatovsb july 9, 2016 12:52 127
Buy for 450 tokens
Обо мне Здравствуйте. Меня зовут Сергей Учватов. Вот уже несколько лет веду этот блог, который называется просто — "Записки о жизни". Стараюсь писать о том, что интересно обычным людям. Делюсь тем, что окружает меня и моих друзей. Являюсь специалистом IT с более чем 18-летним…
След. источник "Петин С. Собственный Его Императорского Величества конвой". Кто такой Петин С. с наскока установить не удалось, но эта работа есть в Сети, ее можно прочитать. И порадоваться наличию у Бабурина А.Ю. проблесков фантазии) Я приведу опять абзац "свидетельства":
/Наиболее почетной службой для горцев была служба в собственном Его Императорского Величества конвое. Конвой императора комплектовался на Северном Кавказе из казаков Кубанского и Терского казачьих войск, но в виде исключения в него принимались и выходцы из горских народов. Офицеры, набираемые для службы в конвой, должны были иметь военное образование, знать русский язык и не менее двух лет прослужить в одном из регулярных полков в кавалерии. Списки рекомендованных для службы в конвое проверялись в главной императорской квартире в Петербурге. Попасть на службу в конвой Е.И.В. означало добиться почета и больших привилегий, поэтому желающих поступить в него было всегда много. Представители самых известных фамилий оспаривали право поступления на службу в конвой, используя при этом личные знакомства, связи, протекции высокопоставленных лиц.
Например, мать чеченца Ибрагима Губаева из почетной фамилии селения Чахкери продала дом, хозяйство и поехала в Петербург, чтобы устроить сына на службу в конвой императора. После неоднократных аудиенций у влиятельных людей, месяц пробыв в столице, растратив все деньги, она все же определила сына на службу. При этом необходимо заметить, что Ибрагим Губаев отвечал всем условиям, при которых производилось зачисление в конвой: он был сыном прапорщика милиции, погибшего при подавлении восстания горцев, знал русскую грамоту, служил в конвое командующего Кавказской армией/
Для начала у С. Петина узнаём, что оказывается конвой формировался из представителей разных полков прежде всего русской армии, а не из одних только казаков. Где среди прочих был и горский полуэскадрон. И опять таки, в абзаце не сказано, что служащие в конвое чеченцы были офицерами. Собсно, я вообще не нашел у С. Петина этого абзаца). Чего и следовало ожидать, потому что эта история про горскую мать, продавшую дом чтобы устроить сына в столице - слишком уж отдает желто-газетной брехней. Явно в духе Бабурина А.Ю., как уже можно убедиться. И чтобы уж прояснить с этим конвоем, обратимся таки к С. Петину:
...
Вот так вот, у С. Петина в конвое чеченских офицеров нет, а у ссылающегося на него Бабурина А.Ю. они уже есть. Ловкость рук и... Кому интересно может почитать чуть больше у С. Петина про этих доблестных служак: отсутствие дисциплины, постоянные жалобы, стычки, и прочие и сейчас легко узнаваемые признаки.