Храм Михаила Архангела в Грозном

Храм Михаила Архангела — небольшой и единственный островок православия в Грозном. Его история необычна, неординарна. После военных 90-х он пережил свое второе рождение. Сегодня поговорим о прошлом, настоящем и будущем этого храма.



Храм Михаила Архангела находится на Проспекте Кадырова и является объектом культурногонаследия РФ, Он построен еще в 1890 году, но в первую чеченскую войну был почти полностью разрушен. В начале 2000-х его восставливали практически с нуля, и свой исторический облик храм потерял. Однако другие объекты — двухэтажный церковный (приходской) дом с подвалом и церковно-приходскую школу восстановить пока не удалось.

Вот так Храм выглядит с высоты.



Охраняют храм Михаила Архангела офицеры МВД, находящиеся в Чечне в командировке для выполнения специальных служебных задач. В данный момент времени — это буряты. Вот такой интересный парадокс: единственный православный храм в мусульманской республике охраняют буддисты-буряты. Они посменно несут дежурство, отдыхают в строительном вагончике, готовят в маленькой пристройке.



Храм был построен на пожертвования болгарских, армянских, русских купцов, а также жителей Грозного. Строили его терские казаки, помогали им офицеры-чеченцы. Итсорически храм был выполнен из красного кирпича с белой отделкой. В период 1994-1996 гг. храм сильно пострадал — была разрушена крыша колокольни, купол богослужебной части, купол алтарной части, купол боковой пристройки, поврежден второй этаж церковного дома. Все убранство, иконы сгорели, настоятель храма иерей Анатолий Чистоусов в январе 1996 года был похищен боевиками и через несколько недель расстрелян. В январе 1997 года был похищен другой настоятель храма — иеромонах Евфимий. Но его освободили в этом же году. А вот судьба иеромонаха Захария, похищенного в 1999 году, остается неизвестной и поныне. В ходе контртеррористической операции 1999-2000 гг. храмовый комплекс получил дополнительные разрушения, но богослужения продолжались в подвале церковного дома.



С начала 2000-х храм стали восстанаваливать. Как силами подразделений Минобороны РФ и Госстроя России, так и обычными жителями. К слову непосрественное участие в восстановлении принимали и тогдашний Президент Чечени Алханов вмесете с премьером Рамзаном Кадыровым. В целом храм попытались сделать похожим на исторический, но отличия все же есть, и серьезные. Особенно это касается цвета храма и его окон.В 2006 году стены храма были выкрашены в бело-голубой гамме, купола и кровля ярко-синие (традиционные цвета Терского казачьего войска), кресты золоченые.



21 ноября 2006 года, в день празднования Собора архистратига Божия Михаила и прочих небесных сил бесплотных, состоялось освящение храма. К этому дню был доставлен и установлен иконостас. Воронежцы передали прихожанам-грозненцам одежду, обувь, продукты, церковную утварь и духовную литературу. Поэтому при входе в храм можно увидеть надпись: "В дар от земляков с Воронежа".



Прихожане в основном, конечно, пенсионеры. Молодежи очень мало. Однако храм живет, здесь постоянно проходят служения. Немало пожертвований от  военнослужащих и других заезжих людей. Самая большая проблема заключается в том, что храмовый комплекс, каков он был до разрушения, до сих пор не восстановлен. Есть необходимость в воскресной школе, библиотеке, гостинице для паломников, нормальной трапезной. Уже давно власти обещают построить необходимую инфраструктуру, но пока есть небольшое здание для трапезной и для жизни настоятеля.



Надеюсь, что все у этого храма будет хорошо, и он станет главным православным центром Чечни. А пока предлагаю насладиться внутренним убранством храма.




Posts from This Journal by “Путешествия” Tag

promo uchvatovsb july 9, 2016 12:52 127
Buy for 450 tokens
Обо мне Здравствуйте. Меня зовут Сергей Учватов. Вот уже несколько лет веду этот блог, который называется просто — "Записки о жизни". Стараюсь писать о том, что интересно обычным людям. Делюсь тем, что окружает меня и моих друзей. Являюсь специалистом IT с более чем 18-летним…
"Накануне русско-турецкой войны 1877-1878 гг. на Кавказе было создано несколько национальных конно-иррегулярных полков, среди которых был и Чеченский."

Чеченцы участвовали в боях за Горный, Телиш, Плевну, Правец, Софию. Чеченский полк отличился в разведке, проведенной в ночь на 8 августа 1877 года, и в боях в составе летучего отряда за Аладжадаг. За храбрость и воинскую доблесть, проявленные в войне 1877-1878 гг. Чеченскому полку было присуждено Георгиевское знамя с надписью «За отличие»

Вот что отмечал известный писатель В.В. Крестовский о составе Терско-Горского конно-иррегулярного полка: «Между офицерами найдется, пожалуй, несколько неграмотных, но зато все они с практического навыка знают свое дело, все они украшены тремя-четырьмя серебряными и золотыми знаками военного ордена и почетными боевыми шрамами на лице... Все офицеры превосходные стрелки»

http://regiment.ru/Lib/C/24.htm

На вашем месте стоило бы извиниться перед автором за своё невежество :)
А я вот на своем месте думаю, что прежде извинений сперва стОит внимательней ознакомиться с опусом, на который вы ссылаетесь. Заодно может и выясним, кто здесь невежда;) (Не знаю как вы, а я вот не сторонник чуть что "платить и каяться")
Выяснить кто такой Бабурин А.Ю. мне не удалось (гугл дал много ссылок), да не очень-то и хотелось. В данном случае важнее не личность автора, а его работа. Собсно, его "работа" - это надерганные абзацы из разных источников. Вот эти источники и рассмотрим.
Чаще всех встречается некий Акиев Х.А., но про него в конце.
Далее, Санакоев М.П. осетинский советский историк. Ознакомление с его работами по данной тематике показывает, что материалы он черпал из... работ Х.А. Акиева). так что откладываем в сторону.
Далее, Крестовский В.В., русский офицер польского происхождения, военный журналист, 19в. Этот абзац я приведу как есть:
/Вот что отмечал известный писатель В.В. Крестовский о составе Терско-Горского конно-иррегулярного полка: «Между офицерами найдется, пожалуй, несколько неграмотных, но зато все они с практического навыка знают свое дело, все они украшены тремя-четырьмя серебряными и золотыми знаками военного ордена и почетными боевыми шрамами на лице... Все офицеры превосходные стрелки»/
Во-первых отметим, что в данном абзаце не сказано что эти офицеры - чеченцы). Гражданин Бабурин А.Ю. видимо специально размещает этот абзац среди прочих "свидетельств", дескать в общей куче прокатит. Ну это разве что у невнимательного читателя). Но все-таки, что такое этот Терско-Горский конно-иррегулярный полк? Читаем у Крестовского: "Кроме штаба, тут же расквартирован ещё и Терско-Горский конно-иррегулярный полк, составленный исключительно из кавказских уроженцев, ингушей и осетин." Вот это поворот! Неполживый Бабурин А.Ю. ссылается на свидетеля "чеченских офицеров" Крестовского даже несмотря на то, что у Крестовского таких и нет!
Возникновение прослойки кадровых военных у чеченцев и ингушей (конец XVIII - начало XIX в.)

(Арсанукаева М. С.) ("Военно-юридический журнал", 2008, N 8)
http://www.center-bereg.ru/e845.html

Я вырос во Владикавказе, тогда, когда он это название утратил, ни малейшего пиетета по отношению к чеченцам и ингушам не испытываю.
Но или мы пытаемся определить беспристрастно, как оно было на самом деле, либо продолжаем жить воспоминаниями о 90-х годах.
За службу империи их делали офицерами, за предательство - выселяли всем скопом, всё справедливо.
След. источник "Петин С. Собственный Его Императорского Величества конвой". Кто такой Петин С. с наскока установить не удалось, но эта работа есть в Сети, ее можно прочитать. И порадоваться наличию у Бабурина А.Ю. проблесков фантазии) Я приведу опять абзац "свидетельства":
/Наиболее почетной службой для горцев была служба в собственном Его Императорского Величества конвое. Конвой императора комплектовался на Северном Кавказе из казаков Кубанского и Терского казачьих войск, но в виде исключения в него принимались и выходцы из горских народов. Офицеры, набираемые для службы в конвой, должны были иметь военное образование, знать русский язык и не менее двух лет прослужить в одном из регулярных полков в кавалерии. Списки рекомендованных для службы в конвое проверялись в главной императорской квартире в Петербурге. Попасть на службу в конвой Е.И.В. означало добиться почета и больших привилегий, поэтому желающих поступить в него было всегда много. Представители самых известных фамилий оспаривали право поступления на службу в конвой, используя при этом личные знакомства, связи, протекции высокопоставленных лиц.
Например, мать чеченца Ибрагима Губаева из почетной фамилии селения Чахкери продала дом, хозяйство и поехала в Петербург, чтобы устроить сына на службу в конвой императора. После неоднократных аудиенций у влиятельных людей, месяц пробыв в столице, растратив все деньги, она все же определила сына на службу. При этом необходимо заметить, что Ибрагим Губаев отвечал всем условиям, при которых производилось зачисление в конвой: он был сыном прапорщика милиции, погибшего при подавлении восстания горцев, знал русскую грамоту, служил в конвое командующего Кавказской армией/
Для начала у С. Петина узнаём, что оказывается конвой формировался из представителей разных полков прежде всего русской армии, а не из одних только казаков. Где среди прочих был и горский полуэскадрон. И опять таки, в абзаце не сказано, что служащие в конвое чеченцы были офицерами. Собсно, я вообще не нашел у С. Петина этого абзаца). Чего и следовало ожидать, потому что эта история про горскую мать, продавшую дом чтобы устроить сына в столице - слишком уж отдает желто-газетной брехней. Явно в духе Бабурина А.Ю., как уже можно убедиться. И чтобы уж прояснить с этим конвоем, обратимся таки к С. Петину:
...
Вот так вот, у С. Петина в конвое чеченских офицеров нет, а у ссылающегося на него Бабурина А.Ю. они уже есть. Ловкость рук и... Кому интересно может почитать чуть больше у С. Петина про этих доблестных служак: отсутствие дисциплины, постоянные жалобы, стычки, и прочие и сейчас легко узнаваемые признаки.
След. источник Зайончковский П.А. видный советский историк, и его "свидетельство":
/Накануне русско-турецкой войны 1877-1878 гг. на Кавказе было создано несколько национальных конно-иррегулярных полков, среди которых был и Чеченский. Всего в 1876-1878 гг. на военную службу поступило 19 852 горца/
-по Бабуринской традиции - в абзаце ни слова про чеченских офицеров. Ну и по его же уже традиции, в работе Зайончковского "Самодержавие и русская армия на рубеже ХIХ-ХХ столетий" приведенный абзац не находится.
Ну и наконец, Акиев Х.А. Наш главный свидетель). Для начала узнаём, что это (тадам!)... ингушский художник)) (Ну, какой он художник судить не берусь, я в этом не силен. На меня его работы никакого впечатления не произвели. Собсно, славу как художник он получил в брежневские времена, когда в рамках укрепления "дружбы народов" принято было одаривать всяких нацменов за их высеры, в чем легко можно убедиться ознакомившись например со списком лауреатов Ленинской премии по литературе и искусству). Вот пример его "свидетельства":
/Исследователь Х.А. Акиев приводит примеры верности русскому царю среди офицеров-чеченцев. Бата Шамурзаев в стычке с чеченцами был взят в плен, после чего отдан на воспитание брату бывшего главнокомандующего войсками в Грузии барона Г.В. Розена. Служил в конвое генерал-фельдмаршала И.Ф. Паскевича-Эриванского в Варшаве, позднее проходил службу на Кавказе в качестве переводчика и проводника русских войск, сражавшихся против Шамиля. Дослужился до чина майора/
История про Бату Шамурзаева достаточно известная, и в реальности выглядела несколько иначе, чем ее преподносит Бабурин А.Ю. кому интересно - может погуглить, сравнить с Бабуринской версией). И, да, один чеченский офицер в истории России 19в таки нашелся). Что касается остальных фамилий "чеченских офицеров", приводимых Акиевым, то их гугление в поисках источника приводит нас к... Акиеву Х.А.))) Такие вот ингушские художества). Про русско-турецкую войну 1878-1879гг написано немало свидетельств и прочего материала, но неуловимых "чеченских офицеров" почему-то не вспомнил никто, кроме ингушского художника второй половины 20в).
Но может просто не осталось достоверных свидетельств о чеченских офицерах? Тогда попробуем просто представить, какими они могли бы быть, опираясь на их традиционные признаки. Существует немало свидетельств участия чеченцев в Первой мировой войне. Про Дикую дивизию ходят легенды о её бесстрашии и доблести, но простое ознакомление с материалами показывает, что "бесстрашная и доблестная" она только в описании своих земляков), все же командиры русской армии как один приводят уже названные признаки - отсутствие дисциплины, безответственность, и массовое дезертирство. В Великую Отечественную прибавилось еще и массовое предательство - свидетельств море, назову лишь работу «За что Сталин выселял народы» Игоря Пыхалова, как образец. Собсно, в самом посте автора-сказочника говорится об убийствах настоятелей Грознеского храма, и самом разрушении храма, которые случились (вот совпадение!) как раз тогда, когда во главе Чечни был самый что ни на есть чеченский офицер. Генерал даже, по фамилии Дудаев.
Ну и напоследок, хочу сказать ( не автору-сказочнику, идейному коллеге Бабурина А.Ю.) вам amico, потому что вы по-моему еще не безнадежны: не стоит верить всякой брехне, даже если она исходит со страниц военно-исторического журнала, не говоря уже про ЖЖ. "Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим"