Почему в современной России профессором быть стремно?

Один мой знакомый профессор периодически жалуется на жизнь. И это, вроде бы, странно. Ведь в сознании людей профессор — это такой заслуженный умудренный человек, прилично зарабатывающий и пользующийся всеобщим уважением. Однако в современной России быть профессором не так уж и хорошо. И вот, оказывается, почему.



1. Доход. Высокие зарплаты профессоров — миф. Если вы не являетесь сотрудником какого-нибудь крутого столичного вуза, типа ВШЭ, то зарплата у вас не очень большая. Да и то, чтобы ее получить, нужно выполнить кучу показателей, исписать гору бумажек, сдать тысячу отчетностей и так далее. Ныне профессор не столько авторитетный интеллектуал, сколько вынужденный бюрократ, постоянно марающий бумаги. Если вы занимаетесь только преподавательской деятельностью, и больше нигде не подрабатываете, то вряд ли сможете шиковать. Тем более сейчас, когда вузы и их сотруднков сокращают и всячески оптимизируют.

2. Престиж. Это в СССР профессоров очень уважали. Сейчас считается (в некоторых случаях небезосновательно), что любые дипломы покупаются. Статусы "профессор" и "доктор наук" нивелированы. Те, кто прошел честный и тернистый путь в науке, теперь не в фаворе. Образование теперь официально является услугой. А, значит, профессор — всего лишь "коммерс", толкающий услугу неравдивым и ленивым студентам. Как таксист или продавец в булочной. Где теперь тот атворитет Учителя и Натсавника. Нет его.

3. Студенты. Да, хорошие студенты остались. Но их небольшой процент в общей массе. Несмотря на то, что сейчас почти каждый дурачок может поступить в вуз, за них ведется ожесточенная борьба. Ведь вузов тоже много, а количество студентов — это рейтинги и показатели, которые определяют все. Вот и приходится профессорам терпеть всяких раздолбаев, ведь от них зависит его зарплата. Вот поэтому и не отчисляют теперь никого, только в самых крайних случаях. Поэтому и числятся формально студенты в количестве 1-2 человек в магситратурах, чтобы эта самая магистратура вообще была и позволяла вузу называться вузом. А профессор оказывается в положении подневолного по отношению к этим самым студентам.

4. Страх. Профессор боится сейчас всего. Боится сокращений и увольнений. Куда он пойдет, если всю жизнь наукой занимался и ничего не умеет больше? Боится обидеь студента. Мало ли, может, блатной какой. Боится обидеть начальство. Опять же, по причине увольнений. Боится сказать что-то непатриотичное. Потому что не всегда это безопасно для карьеры. И не во всех вузах. Боится не успеть написать статьи в рецензируемый журнал, иначе лишится надбавки. Боится объективных данных, если он занимается гуманитарными исследованиями, а объективные данные идут вразрез с действуйющей политикой. Боится, боится, боится. Стремно быть профессором в России, стремно.
-----------------
Ну и чтобы не потеряться в море информации и прочитать вовремя новый материал, добавляйтесь в друзья — задружить в Живом Журнале
------------------
Предлагаю также добавляться в друзья и подписываться на мои аккаунты в социальных медиа:

Моя страница ВКонтакте
Моя страница на Facebook
Мой twitter
Мой instagram

[Немного о записках о жизни]Данный журнал является личным дневником, содержащим частные мнения автора. В соответствии со статьёй 29 Конституции РФ, каждый человек может иметь собственную точку зрения относительно его текстового, графического, аудио и видео наполнения , равно как и высказывать её в любом формате. Журнал не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а, следовательно, автор не гарантирует предоставления достоверной, непредвзятой и осмысленной информации. Сведения, содержащиеся в этом дневнике, а так же комментарии автора этого дневника в других дневниках, не имеют никакого юридического смысла и не могут быть использованы в процессе судебного разбирательства. Автор журнала не несёт ответственности за содержание комментариев к его записям.

Понравился пост? Поделитесь с друзьями:

Posts from This Journal by “Социалка” Tag

promo uchvatovsb july 9, 2016 12:52 78
Buy for 450 tokens
Обо мне Здравствуйте. Меня зовут Сергей Учватов. Вот уже несколько лет веду этот блог, который называется просто — "Записки о жизни". Стараюсь писать о том, что интересно обычным людям. Делюсь тем, что окружает меня и моих друзей. Являюсь специалистом IT с более чем 18-летним…
"ВУЗов", "профессоров" много-много, вот и вся сказочка...
Почему в современной России профессором быть стремно?
да патамушта прохфессоры сами виноваты - особенно это наглядно показывает, что теперь попы также как и прохфессоры пишут диссеры и публикуют научные работы не тему "как правильно верить в бога"
При таком подходе липовый выгоднее, с него деньги получаются, а на реального деньги уходят и уходят.
1 и 2 пункты - абсолютно верно.
3 - профессура крайне редко так уж сильно завязана непосредственно на преподавательскую деятельность и вынуждена терпеть тупней из числа студентов. Так что тут все сильно преувеличено, если вообще не притянуто за уши.
4 - не вижу ничего специфически "профессорского" в изложенных фобиях и объективных трудностях. Все то же самое можно сказать об абсолютно любом человеке, работающем на месте, которым он дорожит - от чиновника в министерстве до промоутера в салоне сотовых телефонов. Так что подобное отношение к проблемам - это скорее вопрос личности, чем статуса.
Подпишусь под всем вышесказанным!! А еще есть минобр, которое не спит и только и думает, как бы этих профессоров на чистую воду вывести. Выдумывают проверки без конца и края, например: у вас в потоке большинство отличников и хорошистов, кажется надо радоваться, ан нет! Создается проверочная комиссия, т.к. "налицо факт получения взятки". Если в потоке в основном троечники с двоечниками, то.... Правильно!! Создается комиссия, т.к. "налицо факт вымогания взятки". Про безумное количество "мертвых душ" в группах я лучше промолчу.
Почти профессор (доцент).
Прежде чем "шить политику" (непатриотичных профессоров как раз пруд пруди, потому как заграничный грант куда престижнее любой отечественной славы, и все гоняются за ними и за поездками в какой-нибудь сельский университет штата Айова - тут ничего не изменилось с советских времён ни в ситуации, ни в мозгах )...
Нет, нужно говорить о деньгах.
Львиную долю получает ректор, иногда поразительно много, далее приближённые, все прочие преподаватели подбирают крошки вокруг этого жирного стола.

Технологии ещё держатся, гуманитарные науки находятся в разброде и почти перестали быть наукой, то есть тем, что опирается на факты и закономерности. Любой бред сойдёт с рук в связи с общей перестройкой массового сознания. Это мировое явление - конец эпохи Просвещения. Возможно, новые Средние века? Когда знания ничто перед убеждённостью и верой (не обязательно в бога)?
Но жить приходится именно тут и сегодня.
Изучить:
1. Различие между фундаментальной наукой, прикладной наукой и технологией
2. Соотношение между средним бюджетом разработки одного современного лекарства и количеством денег, выделяемых в России на науку "из бюджета и прочих фондов"
3. Соотношение между рентабельностью инновационного и ресурсного бизнеса в России

Проверочное задание: написать развернутый текст на тему "Почему любой здравомыслящий российский создатель новой технологии будет внедрять ее только на Западе".
А всё потому, как мне кажется, что по советской/российской системе профессор = учитель в первую очередь, а ВУЗ в основном для обучения.

В остальном научном мире ВУЗ - это не столько про образование, сколько про научную работу (в идеале 50/50, но бывает уклоны в разные стороны). Все топовые ВУЗы планеты - это базы создания новейших технологий. Поэтому у них есть деньги, престиж, и некая независимость от своего родного "минобра".
То что Россия загубила у себя почти всю зауку отчасти связано как раз с этим подходом к роли ВУЗов.
Кроме того, профессор в топовом ВУЗе (будь то Америка, Азия или Европа) - в первую очередь начальник своей "мини-компании" в виде лаборатории. Он полностью свободен в поиске грантов и заказов как от государства, так и от частных компаний. Многие сами регистрируют компании и стартапы, оставаясь на должности профессора. Руководство ВУЗа в их дела мало вмешивается. Это ещё одно принципиальное отличие.

Edited at 2017-03-20 06:58 am (UTC)
Качество ВУЗовского образования стало очень низким. Регулярно общаюсь с разными сотрудниками ВУЗов и офигеваю от того, за что они очень нескромную плату берут со студентов. Учебная программа устарела, 90% знаний вообще не пригодятся в трудовой деятельности, а то, что действительно нужно - таких предметов нет. так как нет преподавателей по ним и нет утвержденной министерством программы. Как-то в качестве халтурки пару лет назад прочитал курс в одном ВУЗе, сделал авторский курс. Так вот, я должен был по согласованной программе провести практические занятие и тесты по усвоению материала. Но мне дали помещение без компьютеров и не предоставили ручек и бумаги для проведения тестов. Когда во второй день занятий пришла проверяющая из Министерства, и стала спрашивать всё ли хорошо со словами, адресованными обучающимся: "Если хоть что-то вас не устраивает - сразу скажите, мы очень оперативно всё устраним". Я сказал про компы, слушатели сказали про то, что нет штор на окнах и солнце слепит в итоге толком ничего не видно, а в коридоре красят и от запаха краски у них болят головы, на двери не весит таблички с названием курса и в кабинет постоянно заходят студенты и спрашивают - какой урок и у какого курса. Что после этого изменилось? Ничего! Все остальные две недели красили стены ещё активнее, шторы и табличка с названием курса не появились, компьютеров и бумаги с ручками тоже. Когда высказал проректору - как вы так плохо подходите к учебному процессу, получил ответ: "Они же за корочками пришли". А студенты живо интересовались темой, так как им после курса на работе это нужно было внедрять.
Это я всё к тому - как после этого уважать подобных проректоров и сотрудников из министерства, которым пофигу. А ведь они тоже профессора. После них приходят студенты даже из самых топовых ВУЗов страны, которых приходиться учить нормально по русски писать документы и рассказывать самые азы, которых они почему-то после ВУЗа не знают.
А страх у них был всегда, за рубежом профессора тоже боятся, например, выдвигать гипотезы или афишировать открытия, которые идут вразрез с общепринятыми научными концепциями.

Edited at 2017-03-20 07:01 am (UTC)
Фраза "студенты спрашивали, какой УРОК!" сразу выдаёт большого знатока вузовской жизни. Пишите ещё, пригодится для анекдотов.
Неужели Вы учите "нормально ПО РУССКИ ( без дефиса) писать документы и рассказываете студентам самые азы"? НА УРОКАХ?!!
"Один мой знакомый профессор..." - прекрасное начало для байки. Он "секретный профессор"? Можно, по крайней мере, узнать его специализации и место работы? Профессор - герой блоггерской байки - это уже запредельно.
Неблагодарное это дело - жемчуг свиньям метать!
Или свиней - полёту в небе обучать!
Необязательно покупать диплом.Можно выдумать несуществующий институт и присвоить себе звание профессора.Так сделал некто Владимир Жданов,у которого бактерии пукают в вино.
Мне кажется, у Вас слишком пессимистичный взгляд на эту сферу.
На мой взгляд, все достаточно просто: много липовых вузов, академий и универов, где мало настоящих профессоров, которые должны преподавать (лат. professor — преподаватель), а они заседают в НИИ и академиях в виде кукол великих ученых...