Как праздновали Пасху в СССР

В СССР быть православным было не выгодно. Вернее не приветствовалось и даже осуждалось. Я помню еще те времена, когда с соседом Мишкой Бычковым ходил христосоваться к соседям по улице. И кроме нас никто не ходил. Это сейчас молодняк толпами бегает собирать дань с соседей - а тогда все было по другому... Я по крайней мере уговаривал родителей крестить меня до 7 лет...


фото взято из публикации Пасха (католическая) в Паттайе (Таиланд). Пасхальный фестиваль

Красная пасха

Если религия — опиум, то Пасха — его супердоза, считала советская власть, не давая народу отмечать главный христианский праздник. На борьбу с церковью в Союзе уходили миллиарды рублей, тонны бумажных отчетов и неизмеримое количество человеко-часов. Но стоило коммунистической идее дать сбой, как куличи и крашенки тут же выбрались из подполья…


ТАНЦЫ, ЧУЧЕЛА, СПЕКТАКЛИ


Свободу антирелигиозной пропаганды провозгласили в 1929 году. Церкви обложили налогом; если община выплачивала его, то добавляли второй, третий… И так до тех пор, пока бремя становилось непосильным и храм не закрывали.


«При этом община сама должна была послать наверх обращение трудящихся с просьбой ликвидировать храм, — рассказывает историк Олеся Стасюк. — Из материалов госархива видно, что все подобные заявления обычно были написаны одним почерком или, например, часть документов дублировала один вариант текста, а часть — второй, как под копирку».



«Красная Пасха»: как праздновали Пасху в СССР


Из многих освободившихся храмов попросторнее устраивали клубы. По словам историка, бывали случаи, когда молодежь не могла заставить себя ходить туда на гульки, и тогда местные функционеры буквально заставляли девчат танцевать в церкви в присутствии партверхушки. Кого замечали на всенощной или с крашенками, могли выгнать с работы или исключить из колхоза, и семье приходилось туго.


«Страх так укоренился, что даже малыши осторожничали и знали: о том, что дома пекли куличи, рассказывать нельзя, — говорит Стасюк. — В голодные годы, как свидетельствуют старожилы, бывало, на всю семью варили всего одно яичко и делили. Многие просто сидели дома и горевали, что в такой день ни в церковь сходить, ни отпраздновать нельзя».


КАК РАЗГОВЛЯЛИСЬ


В 1930-м выходной из-за Пасхи перенесли с воскресенья на четверг, чтобы праздник стал рабочим днем. Когда эта практика не прижилась, горожан стали выгонять на ленинские субботники, воскресники и массовые шествия с чучелами священников, которые потом сжигали.



«Красная Пасха»: как праздновали Пасху в СССР


Карикатура из журнала «Крокодил»


К этому дню, по словам Стасюк, приурочивали антипасхальные лекции: детям рассказывали, что пасхальные гуляния плодят пьяниц и хулиганство. Колхозные бригады старались отправить на работу подальше в поле, а детей забирали на выездные экскурсии, за игнорирование которых родителей вызывали в школу. А в Страстную пятницу, время глубокой скорби у христиан, для школьников любили устраивать танцы.


СВОЯ СВАДЬБА


Сразу после революции большевики начали бурную деятельность по замене религиозных праздников и обрядов новыми, советскими.


«Внедрялись так называемые красные крестины, красные Пасхи, красные карнавалы (те, что со сжиганием чучел), которые должны были отвлекать народ от традиций, иметь понятную ему форму и идейное содержание, — рассказывает религиовед Виктор Еленский. — Опирались на ленинские слова о том, что церковь заменяет людям театр: мол, дайте им спектакли, и они воспримут большевистские идеи».



«Красная Пасха»: как праздновали Пасху в СССР

СМИ боролись с религией всеми доступными им методами.


Красные Пасхи, правда, просуществовали только в 20-30-х — уж слишком откровенную пародию представляли они собой.


СКВОЗЬ БОЛОТА


Но партийная антирелигиозная комиссия сдаваться не собиралась. В конце 40-х в семьях предпраздничные приготовления все еще держали в тайне, говорит историк Петр Бондарчук.


«Когда в полночь из церкви выходил крестный ход, его уже поджидали: учителя высматривали школьников, а районные представители — местную интеллигенцию, — приводит он пример из свидетельств участников тех событий. — Исповедоваться к празднику научились заочно: записку со списком прегрешений человек передавал священнику через связных, а тот в письменной форме отпускал их или накладывал епитимию».


«Красная Пасха»: как праздновали Пасху в СССР


Поскольку действующих храмов оставались единицы, поход на всенощную превращался в целое паломничество. «Из отчета уполномоченного Верховного Совета по делам религий в Запорожской области Б. Козакова:


«Мне довелось наблюдать, как в темную ночь под ливнем на расстоянии почти 2 км до Велико-Хортицкой церкви в грязи, болоте буквально пробирались старики с корзинками и сумками в руках. Когда их спрашивали, зачем они в такую непогоду мучают себя, отвечали: «Это не муки, а радость — идти в церковь на святую Пасху…»


В 40-е И ПОСЛЕ


Всплеск религиозности случился во время войны, и как ни странно, граждан почти не преследовали. «Сталин в своем выступлении в связи с началом Великой Отечественной даже обратился к народу на церковный лад — „братья и сестры!“. А с 1943-го Московский патриархат уже активно использовался на внешней политической арене для пропаганды», — отмечает Виктор Еленский.


Агрессивное высмеивание и сжигания чучел откинули как слишком брутальные, верующим отвели этакое гетто для тихого отмечания праздника, а остальных граждан планировали ненавязчиво занимать в пасхальные дни.



«Красная Пасха»: как праздновали Пасху в СССР

«На атеистическую пропаганду в СССР выделяли огромные деньги; в каждом районе ответственные люди отчитывались о принятых антипасхальных мерах, — рассказывает религиовед. — В свойственной «советам» манере от них требовали, чтобы каждый год число посетителей церкви было ниже, чем в предыдущем.


БОЖЬЯ КАРА


Пенсионерка Мария Гуцал и спустя 70 лет охает, вспоминая, как ее «пропечатали» в школьной стенгазете: ходила святить вербу, а «добрые люди» доложили кому надо.


В понедельник после Пасхи педагоги проверяли руки у детей: если замечали следы от крашенок — были проблемы. «Перед праздником хозяйкам было ни хату побелить, ни холодец сварить из-за совхозных субботников, особенно если Пасха совпадала с майскими праздниками, — вспоминает она. — Как-то директор молокозавода в Святое Воскресенье заставил рабочих чистить площадь под первомайскую демонстрацию, хоть люди и упрашивали перенести уборку. Жена его вскоре родила ребенка-калеку, и все говорили — Бог наказал».



«Красная Пасха»: как праздновали Пасху в СССР

А Николай Лосенко рассказывает, что забрав церковь в его родном селе под клуб, использовать ее не смогли: крутят кино — звук такой, что ничего не разобрать; включат музыку — одни завывания. «Это теперь ясно, что в стенах храма были резонаторы, пустотелый кирпич, чтобы от хорового пения эхо шло. А тогда судачили, что это церковь мстит», — поясняет он.


НАЧЕКУ


Общественность не давала верующему люду покоя. Даже октябрят инструктировали перевоспитывать несознательных родственников, иначе — выговоры и испорченные характеристики. Чтобы вовремя «пресечь и искоренить», райкомы с парткомами командировали на всенощные бдения в компанию к бабушкам свои рейды.


Заслоны из педагогов, оцепления комсомольцев, отряды дежурных дружинников всю ночь зевали под церквями, вылавливая в толпах воспитанников и коллег.


«В конце 70-80-х молодежи войти в церковь на Пасху было нельзя — милиция окружала, — вспоминает настоятель Свято-Успенской церкви села Семенивка отец Иоанн. — Чтобы учителя не взяли „на список“, ездили на службу в чужие села, где нас никто не знал. А стал постарше — вызывали „на ковер“ и ставили на вид».



«Красная Пасха»: как праздновали Пасху в СССР

Дружинники. Отлавливали верующих возле церквей.


Чтобы удержать народ дома в святую ночь, власти делали ему неслыханный подарок — давали телеконцерты «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» и прочие редкости. «Слыхал от старших: раньше у церкви ставили на ночь оркестр, играли похабные спектакли, выставляя дьяконов и батюшек пьяницами и крохоборами», — рассказывает Николай Лосенко.


А в родном селе сына священника Анатолия Полегенько ни одна всенощная не обходилась без музыкального фона. В центре села храм соседствовал с клубом, и как только прихожане выходили с крестным ходом, на танцах громче прежнего гремела веселая музыка; заходили обратно — звук приглушался.


«Доходило до того, что перед Пасхой и с неделю после родители яиц в доме не держали вообще — ни сырых, ни вареных, ни белых, ни красных, — говорит Полегенько. — До войны отец был вынужден уходить подальше в поле и в одиночестве исполнял пасхальные песнопения».


ДЛЯ ГАЛОЧКИ


Ближе к перестройке борьба режима с религией становилась профанацией. Адекватные «контролеры» никого не карали, но играли роль до конца. «Учителя вели беседы про „поповский мрак“ чисто для проформы, за крашенки могли разве по-отечески пожурить, — говорит Лосенко. — Они и председатель вместе с сельсоветом и куличи пекли, и детей крестили, просто не афишировали это».



«Красная Пасха»: как праздновали Пасху в СССР

Отец Витольд тоже начинал учителем. В первое же школьное Рождество поступила директива патрулировать село в поисках колядников.


«Разбились мы по компаниям, ходим по улицам. Пока никто не видит — шмыгнули к одному коллеге домой, „поколядовали“, потом быстрой перебежкой к другому. И так весь день, да так, чтоб не попасться на глаза колядующим ученикам: надо было делать строгий вид, а то выставят со скверной характеристикой», — делится Левицкий.


Бывшему комсомольцу Андрею Ващуку лично довелось в 80-х ходить в дежурном патруле в ночь на Пасху. «Никого мы не ловили: просто отстаивали службу и утром христосовались, как все, — признается он. — А дежурные педагоги могли так „разговеться“ под церковью, что еле ноги волокли».



-----------------
Ну и чтобы не потеряться в море информации и прочитать вовремя новый материал — добавляйтесь в социальных сетях в друзья: (задружить Сергея в Живом Журнале):
------------------
Предлагаю дружить в соц. сетях - велкам друзья:

Фэйсбук
ВКонтактик
343603Одноклассники
И мой Инстаграм не пропустите :)

[Немного о записках о жизни]Данный журнал является личным дневником, содержащим частные мнения автора. В соответствии со статьёй 29 Конституции РФ, каждый человек может иметь собственную точку зрения относительно его текстового, графического, аудио и видео наполнения , равно как и высказывать её в любом формате. Журнал не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а, следовательно, автор не гарантирует предоставления достоверной, непредвзятой и осмысленной информации. Сведения, содержащиеся в этом дневнике, а так же комментарии автора этого дневника в других дневниках, не имеют никакого юридического смысла и не могут быть использованы в процессе судебного разбирательства. Автор журнала не несёт ответственности за содержание комментариев к его записям.

Понравился пост? Нажми на кнопочку :)

Posts from This Journal by “Интересное” Tag

promo uchvatovsb july 9, 2016 12:52 78
Buy for 450 tokens
Обо мне Здравствуйте. Меня зовут Сергей Учватов. Вот уже несколько лет веду этот блог, который называется просто — "Записки о жизни". Стараюсь писать о том, что интересно обычным людям. Делюсь тем, что окружает меня и моих друзей. Являюсь специалистом IT с более чем 18-летним…
Ради того чтобы загнать РПЦ туда где она была - стоит возродить СССР
интересная имфа, помню на крестный ход нам запрещали ходить
Много интересных фактов, особенно про перенос выходного с вскр на четверг!
Я конечно 30-40 е годы не застала:) , но все таки постарше вас. И то о чем вы пишите относится только к 20 - 30 м годам. Хорошо уже застала и помню хрущевские годы известные как борьба с церковью. Но реально на местах такой борьбы не было. Да в нашем городке церкви не было, да ее и исторически не могло быть . Это был южный до войны японский Сахалин, городок Чинай -Красногорск. Но по домам собирались и вели богослужения верующие. А в быту люди праздновали Пасху, пекли куличи, красили яйца точно так же как и сейчас. И в школу дети на следующий день приносили куличи и яйца и стукались яйцами выигрывая их друг у друга. Надо сказать что на Сахалине тогда не было своей птицефабрики, привозили только с материка и купить яйца в конце долгой сахалинской зимы было довольно трудно . Да и в своих дворах птицу держали немногие, многие приезжали на короткий срок по вербовке и не обживались хозяйством. Так что яичко для ребенка было желанной, дорогой едой. Вспомните как вез Смок Белью яйца на Клондайк. Но тем не менее люди переплачивая, собирали деньги, но праздновали Пасху. Вспомнила как моя классная руководительница пошла на Рождество посещать своих учеников по домам да якобы с антирелигиозной целью и как ее напоила моя бабушка и надавала разных рождественских яств. Разумеется потом никакой "антирелигиозной" работы ни со мной да и не с кем потом не проводилось:) Между прочим мои родители были членами партии на ответственной работе. Когда в 60 е мы переехали на Кубань здесь увидели все обряды в полной мере и. И большая служба на Пасху и на Рождество и купание на Крещение и поминальные обряды на кладбище на Родительский день. И колядки на Рождество и посевание на Старый Новый год. И дети посевать ходили по домам . И это еще очень задолго до перестройки.
Увы, "умоленных" коммунисток в школах хватало и допросы, кто ходил яйца катать были.
Мы голосовали за отмену участия нашего факультета комсомольских рейдах против продажи верб в 1988. А до этого всех студентов гнали бабушек с вербой ловить.
Студенческий оперотряд гнали на Пасху переписывать молодежь.
Был повод выпить и коммунистам и атеистам )
В старинном русскомм городе Пскове я родилась и провела свое детство. Так вот годах в 70-х совершенно без проблем ставили горки из рубероида и катали яйца. Четыре пятиэтажных дома!!
Так то Псков, общение с москвичами из центра говорит о другом. Впрочем, и в Москве, на рабочих окраинах справляли.
У нас в Горьком (ныне Нижнем Новгороде), особенно в рабочих старых окраинах Сормове, Гордеевке, и даже на Автозаводе, Пасху справляли как народный праздник, милиция шухарилась, пьяненьких не трогали. На кладбище отправляли автобусы. Христос Воскресе звучало везде. Храмов не хватало.

Но. В храмы молодежь не пускали, на следующий день учителя строго спрашивали, кто ходил по домам собирал яйца, кто яйца на улице катал. Ага, так им все ответили :) Научены были. Я в детском саду яйцо подарил воспитательнице, так отца с работы поперли. Нельзя, мол, мастеру трудового обучения в ПТУ Пасху справлять. Атеизм помогает учить слесарному делу., а как же ;)
«На Рождество было устроено шествие комсомольцев…
Шествие кончилось сожжением на площади изображений Христа, Магомета, Будды и т. д. Подобные процессии скоро возбудили против себя народное мнение. Еще раньше был издан декрет, запрещающий оскорблять религиозное чувство народа под страхом наказания.
В результате, эти демонстрации были перенесены с улицы в закрытые клубы комсомола (так, например, праздновалась комсомольская "Пасха" в 1923 г.)».
В. Марцинковский ЗАПИСКИ ВЕРУЮЩЕГО Прага, 1929.
ты пишешь: На борьбу с церковью в Союзе уходили миллиарды рублей
и тут же ниже: Церкви обложили налогом; если община выплачивала его, то добавляли второй, третий

так тратили на борьбу деньги или наоборот - на церкви зарабатывали?