Храм Михаила Архангела в Грозном

Храм Михаила Архангела — небольшой и единственный островок православия в Грозном. Его история необычна, неординарна. После военных 90-х он пережил свое второе рождение. Сегодня поговорим о прошлом, настоящем и будущем этого храма.



Храм Михаила Архангела находится на Проспекте Кадырова и является объектом культурногонаследия РФ, Он построен еще в 1890 году, но в первую чеченскую войну был почти полностью разрушен. В начале 2000-х его восставливали практически с нуля, и свой исторический облик храм потерял. Однако другие объекты — двухэтажный церковный (приходской) дом с подвалом и церковно-приходскую школу восстановить пока не удалось.

Вот так Храм выглядит с высоты.



Охраняют храм Михаила Архангела офицеры МВД, находящиеся в Чечне в командировке для выполнения специальных служебных задач. В данный момент времени — это буряты. Вот такой интересный парадокс: единственный православный храм в мусульманской республике охраняют буддисты-буряты. Они посменно несут дежурство, отдыхают в строительном вагончике, готовят в маленькой пристройке.



Храм был построен на пожертвования болгарских, армянских, русских купцов, а также жителей Грозного. Строили его терские казаки, помогали им офицеры-чеченцы. Итсорически храм был выполнен из красного кирпича с белой отделкой. В период 1994-1996 гг. храм сильно пострадал — была разрушена крыша колокольни, купол богослужебной части, купол алтарной части, купол боковой пристройки, поврежден второй этаж церковного дома. Все убранство, иконы сгорели, настоятель храма иерей Анатолий Чистоусов в январе 1996 года был похищен боевиками и через несколько недель расстрелян. В январе 1997 года был похищен другой настоятель храма — иеромонах Евфимий. Но его освободили в этом же году. А вот судьба иеромонаха Захария, похищенного в 1999 году, остается неизвестной и поныне. В ходе контртеррористической операции 1999-2000 гг. храмовый комплекс получил дополнительные разрушения, но богослужения продолжались в подвале церковного дома.



С начала 2000-х храм стали восстанаваливать. Как силами подразделений Минобороны РФ и Госстроя России, так и обычными жителями. К слову непосрественное участие в восстановлении принимали и тогдашний Президент Чечени Алханов вмесете с премьером Рамзаном Кадыровым. В целом храм попытались сделать похожим на исторический, но отличия все же есть, и серьезные. Особенно это касается цвета храма и его окон.В 2006 году стены храма были выкрашены в бело-голубой гамме, купола и кровля ярко-синие (традиционные цвета Терского казачьего войска), кресты золоченые.



21 ноября 2006 года, в день празднования Собора архистратига Божия Михаила и прочих небесных сил бесплотных, состоялось освящение храма. К этому дню был доставлен и установлен иконостас. Воронежцы передали прихожанам-грозненцам одежду, обувь, продукты, церковную утварь и духовную литературу. Поэтому при входе в храм можно увидеть надпись: "В дар от земляков с Воронежа".



Прихожане в основном, конечно, пенсионеры. Молодежи очень мало. Однако храм живет, здесь постоянно проходят служения. Немало пожертвований от  военнослужащих и других заезжих людей. Самая большая проблема заключается в том, что храмовый комплекс, каков он был до разрушения, до сих пор не восстановлен. Есть необходимость в воскресной школе, библиотеке, гостинице для паломников, нормальной трапезной. Уже давно власти обещают построить необходимую инфраструктуру, но пока есть небольшое здание для трапезной и для жизни настоятеля.



Надеюсь, что все у этого храма будет хорошо, и он станет главным православным центром Чечни. А пока предлагаю насладиться внутренним убранством храма.




Posts from This Journal by “Путешествия” Tag

promo uchvatovsb luglio 9, 2016 12:52 78
Buy for 450 tokens
Обо мне Здравствуйте. Меня зовут Сергей Учватов. Вот уже несколько лет веду этот блог, который называется просто — "Записки о жизни". Стараюсь писать о том, что интересно обычным людям. Делюсь тем, что окружает меня и моих друзей. Являюсь специалистом IT с более чем 18-летним…
в момент посещения храма в нем было 7 человек. Время службы уже прошло. Так что мы просто помолились - поставили свечки и уехали.
"Строили его терские казаки, помогали им офицеры-чеченцы"
Да что вы говорите, прям таки офицеры? У народа, до 1910 года не имевшего своей письменности, и до сих пор не до конца изжившего родо-племенной строй, в их разрозненных банд-группах конца 19 века, были офицеры? Хотя автор - сказочник видимо и не такое еще придумает. Например новые страницы "взаимопомощи" казаков и чеченцев, ага.
"Накануне русско-турецкой войны 1877-1878 гг. на Кавказе было создано несколько национальных конно-иррегулярных полков, среди которых был и Чеченский."

Чеченцы участвовали в боях за Горный, Телиш, Плевну, Правец, Софию. Чеченский полк отличился в разведке, проведенной в ночь на 8 августа 1877 года, и в боях в составе летучего отряда за Аладжадаг. За храбрость и воинскую доблесть, проявленные в войне 1877-1878 гг. Чеченскому полку было присуждено Георгиевское знамя с надписью «За отличие»

Вот что отмечал известный писатель В.В. Крестовский о составе Терско-Горского конно-иррегулярного полка: «Между офицерами найдется, пожалуй, несколько неграмотных, но зато все они с практического навыка знают свое дело, все они украшены тремя-четырьмя серебряными и золотыми знаками военного ордена и почетными боевыми шрамами на лице... Все офицеры превосходные стрелки»

http://regiment.ru/Lib/C/24.htm

На вашем месте стоило бы извиниться перед автором за своё невежество :)
А я вот на своем месте думаю, что прежде извинений сперва стОит внимательней ознакомиться с опусом, на который вы ссылаетесь. Заодно может и выясним, кто здесь невежда;) (Не знаю как вы, а я вот не сторонник чуть что "платить и каяться")
Выяснить кто такой Бабурин А.Ю. мне не удалось (гугл дал много ссылок), да не очень-то и хотелось. В данном случае важнее не личность автора, а его работа. Собсно, его "работа" - это надерганные абзацы из разных источников. Вот эти источники и рассмотрим.
Чаще всех встречается некий Акиев Х.А., но про него в конце.
Далее, Санакоев М.П. осетинский советский историк. Ознакомление с его работами по данной тематике показывает, что материалы он черпал из... работ Х.А. Акиева). так что откладываем в сторону.
Далее, Крестовский В.В., русский офицер польского происхождения, военный журналист, 19в. Этот абзац я приведу как есть:
/Вот что отмечал известный писатель В.В. Крестовский о составе Терско-Горского конно-иррегулярного полка: «Между офицерами найдется, пожалуй, несколько неграмотных, но зато все они с практического навыка знают свое дело, все они украшены тремя-четырьмя серебряными и золотыми знаками военного ордена и почетными боевыми шрамами на лице... Все офицеры превосходные стрелки»/
Во-первых отметим, что в данном абзаце не сказано что эти офицеры - чеченцы). Гражданин Бабурин А.Ю. видимо специально размещает этот абзац среди прочих "свидетельств", дескать в общей куче прокатит. Ну это разве что у невнимательного читателя). Но все-таки, что такое этот Терско-Горский конно-иррегулярный полк? Читаем у Крестовского: "Кроме штаба, тут же расквартирован ещё и Терско-Горский конно-иррегулярный полк, составленный исключительно из кавказских уроженцев, ингушей и осетин." Вот это поворот! Неполживый Бабурин А.Ю. ссылается на свидетеля "чеченских офицеров" Крестовского даже несмотря на то, что у Крестовского таких и нет!
Возникновение прослойки кадровых военных у чеченцев и ингушей (конец XVIII - начало XIX в.)

(Арсанукаева М. С.) ("Военно-юридический журнал", 2008, N 8)
http://www.center-bereg.ru/e845.html

Я вырос во Владикавказе, тогда, когда он это название утратил, ни малейшего пиетета по отношению к чеченцам и ингушам не испытываю.
Но или мы пытаемся определить беспристрастно, как оно было на самом деле, либо продолжаем жить воспоминаниями о 90-х годах.
За службу империи их делали офицерами, за предательство - выселяли всем скопом, всё справедливо.
След. источник "Петин С. Собственный Его Императорского Величества конвой". Кто такой Петин С. с наскока установить не удалось, но эта работа есть в Сети, ее можно прочитать. И порадоваться наличию у Бабурина А.Ю. проблесков фантазии) Я приведу опять абзац "свидетельства":
/Наиболее почетной службой для горцев была служба в собственном Его Императорского Величества конвое. Конвой императора комплектовался на Северном Кавказе из казаков Кубанского и Терского казачьих войск, но в виде исключения в него принимались и выходцы из горских народов. Офицеры, набираемые для службы в конвой, должны были иметь военное образование, знать русский язык и не менее двух лет прослужить в одном из регулярных полков в кавалерии. Списки рекомендованных для службы в конвое проверялись в главной императорской квартире в Петербурге. Попасть на службу в конвой Е.И.В. означало добиться почета и больших привилегий, поэтому желающих поступить в него было всегда много. Представители самых известных фамилий оспаривали право поступления на службу в конвой, используя при этом личные знакомства, связи, протекции высокопоставленных лиц.
Например, мать чеченца Ибрагима Губаева из почетной фамилии селения Чахкери продала дом, хозяйство и поехала в Петербург, чтобы устроить сына на службу в конвой императора. После неоднократных аудиенций у влиятельных людей, месяц пробыв в столице, растратив все деньги, она все же определила сына на службу. При этом необходимо заметить, что Ибрагим Губаев отвечал всем условиям, при которых производилось зачисление в конвой: он был сыном прапорщика милиции, погибшего при подавлении восстания горцев, знал русскую грамоту, служил в конвое командующего Кавказской армией/
Для начала у С. Петина узнаём, что оказывается конвой формировался из представителей разных полков прежде всего русской армии, а не из одних только казаков. Где среди прочих был и горский полуэскадрон. И опять таки, в абзаце не сказано, что служащие в конвое чеченцы были офицерами. Собсно, я вообще не нашел у С. Петина этого абзаца). Чего и следовало ожидать, потому что эта история про горскую мать, продавшую дом чтобы устроить сына в столице - слишком уж отдает желто-газетной брехней. Явно в духе Бабурина А.Ю., как уже можно убедиться. И чтобы уж прояснить с этим конвоем, обратимся таки к С. Петину:
...
Вот так вот, у С. Петина в конвое чеченских офицеров нет, а у ссылающегося на него Бабурина А.Ю. они уже есть. Ловкость рук и... Кому интересно может почитать чуть больше у С. Петина про этих доблестных служак: отсутствие дисциплины, постоянные жалобы, стычки, и прочие и сейчас легко узнаваемые признаки.
След. источник Зайончковский П.А. видный советский историк, и его "свидетельство":
/Накануне русско-турецкой войны 1877-1878 гг. на Кавказе было создано несколько национальных конно-иррегулярных полков, среди которых был и Чеченский. Всего в 1876-1878 гг. на военную службу поступило 19 852 горца/
-по Бабуринской традиции - в абзаце ни слова про чеченских офицеров. Ну и по его же уже традиции, в работе Зайончковского "Самодержавие и русская армия на рубеже ХIХ-ХХ столетий" приведенный абзац не находится.
Ну и наконец, Акиев Х.А. Наш главный свидетель). Для начала узнаём, что это (тадам!)... ингушский художник)) (Ну, какой он художник судить не берусь, я в этом не силен. На меня его работы никакого впечатления не произвели. Собсно, славу как художник он получил в брежневские времена, когда в рамках укрепления "дружбы народов" принято было одаривать всяких нацменов за их высеры, в чем легко можно убедиться ознакомившись например со списком лауреатов Ленинской премии по литературе и искусству). Вот пример его "свидетельства":
/Исследователь Х.А. Акиев приводит примеры верности русскому царю среди офицеров-чеченцев. Бата Шамурзаев в стычке с чеченцами был взят в плен, после чего отдан на воспитание брату бывшего главнокомандующего войсками в Грузии барона Г.В. Розена. Служил в конвое генерал-фельдмаршала И.Ф. Паскевича-Эриванского в Варшаве, позднее проходил службу на Кавказе в качестве переводчика и проводника русских войск, сражавшихся против Шамиля. Дослужился до чина майора/
История про Бату Шамурзаева достаточно известная, и в реальности выглядела несколько иначе, чем ее преподносит Бабурин А.Ю. кому интересно - может погуглить, сравнить с Бабуринской версией). И, да, один чеченский офицер в истории России 19в таки нашелся). Что касается остальных фамилий "чеченских офицеров", приводимых Акиевым, то их гугление в поисках источника приводит нас к... Акиеву Х.А.))) Такие вот ингушские художества). Про русско-турецкую войну 1878-1879гг написано немало свидетельств и прочего материала, но неуловимых "чеченских офицеров" почему-то не вспомнил никто, кроме ингушского художника второй половины 20в).
Но может просто не осталось достоверных свидетельств о чеченских офицерах? Тогда попробуем просто представить, какими они могли бы быть, опираясь на их традиционные признаки. Существует немало свидетельств участия чеченцев в Первой мировой войне. Про Дикую дивизию ходят легенды о её бесстрашии и доблести, но простое ознакомление с материалами показывает, что "бесстрашная и доблестная" она только в описании своих земляков), все же командиры русской армии как один приводят уже названные признаки - отсутствие дисциплины, безответственность, и массовое дезертирство. В Великую Отечественную прибавилось еще и массовое предательство - свидетельств море, назову лишь работу «За что Сталин выселял народы» Игоря Пыхалова, как образец. Собсно, в самом посте автора-сказочника говорится об убийствах настоятелей Грознеского храма, и самом разрушении храма, которые случились (вот совпадение!) как раз тогда, когда во главе Чечни был самый что ни на есть чеченский офицер. Генерал даже, по фамилии Дудаев.
Ну и напоследок, хочу сказать ( не автору-сказочнику, идейному коллеге Бабурина А.Ю.) вам amico, потому что вы по-моему еще не безнадежны: не стоит верить всякой брехне, даже если она исходит со страниц военно-исторического журнала, не говоря уже про ЖЖ. "Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим"
1-этот единственный показушный храм оставили для того что бы при удобном случае тыкать им мол смотрите мы не трогаем христиан
Прихожане тоже показушные? Там ведь остались живы те русские, что не смогли или не захотели убежать...
А еще мы пишем в показушном ЖЖ, что бы сделать вид, что есть свобода слова.
Да и мир показушный.
Всё показушное.
Охраняют, значит всё ещё на войне...

Буряты, кстати, и православные есть, во всяком случае миссионеры там работали в 19 веке и до известных гонений 20 века они там были. Почему бы не остаться и сейчас... А православные храмы часто доверяют, например, татарам строить...