Почему в современной России профессором быть стремно?

Один мой знакомый профессор периодически жалуется на жизнь. И это, вроде бы, странно. Ведь в сознании людей профессор — это такой заслуженный умудренный человек, прилично зарабатывающий и пользующийся всеобщим уважением. Однако в современной России быть профессором не так уж и хорошо. И вот, оказывается, почему.



1. Доход. Высокие зарплаты профессоров — миф. Если вы не являетесь сотрудником какого-нибудь крутого столичного вуза, типа ВШЭ, то зарплата у вас не очень большая. Да и то, чтобы ее получить, нужно выполнить кучу показателей, исписать гору бумажек, сдать тысячу отчетностей и так далее. Ныне профессор не столько авторитетный интеллектуал, сколько вынужденный бюрократ, постоянно марающий бумаги. Если вы занимаетесь только преподавательской деятельностью, и больше нигде не подрабатываете, то вряд ли сможете шиковать. Тем более сейчас, когда вузы и их сотруднков сокращают и всячески оптимизируют.

2. Престиж. Это в СССР профессоров очень уважали. Сейчас считается (в некоторых случаях небезосновательно), что любые дипломы покупаются. Статусы "профессор" и "доктор наук" нивелированы. Те, кто прошел честный и тернистый путь в науке, теперь не в фаворе. Образование теперь официально является услугой. А, значит, профессор — всего лишь "коммерс", толкающий услугу неравдивым и ленивым студентам. Как таксист или продавец в булочной. Где теперь тот атворитет Учителя и Натсавника. Нет его.

3. Студенты. Да, хорошие студенты остались. Но их небольшой процент в общей массе. Несмотря на то, что сейчас почти каждый дурачок может поступить в вуз, за них ведется ожесточенная борьба. Ведь вузов тоже много, а количество студентов — это рейтинги и показатели, которые определяют все. Вот и приходится профессорам терпеть всяких раздолбаев, ведь от них зависит его зарплата. Вот поэтому и не отчисляют теперь никого, только в самых крайних случаях. Поэтому и числятся формально студенты в количестве 1-2 человек в магситратурах, чтобы эта самая магистратура вообще была и позволяла вузу называться вузом. А профессор оказывается в положении подневолного по отношению к этим самым студентам.

4. Страх. Профессор боится сейчас всего. Боится сокращений и увольнений. Куда он пойдет, если всю жизнь наукой занимался и ничего не умеет больше? Боится обидеь студента. Мало ли, может, блатной какой. Боится обидеть начальство. Опять же, по причине увольнений. Боится сказать что-то непатриотичное. Потому что не всегда это безопасно для карьеры. И не во всех вузах. Боится не успеть написать статьи в рецензируемый журнал, иначе лишится надбавки. Боится объективных данных, если он занимается гуманитарными исследованиями, а объективные данные идут вразрез с действуйющей политикой. Боится, боится, боится. Стремно быть профессором в России, стремно.
-----------------
Ну и чтобы не потеряться в море информации и прочитать вовремя новый материал, добавляйтесь в друзья — задружить в Живом Журнале
------------------
Предлагаю также добавляться в друзья и подписываться на мои аккаунты в социальных медиа:

Моя страница ВКонтакте
Моя страница на Facebook
Мой twitter
Мой instagram

[Немного о записках о жизни]Данный журнал является личным дневником, содержащим частные мнения автора. В соответствии со статьёй 29 Конституции РФ, каждый человек может иметь собственную точку зрения относительно его текстового, графического, аудио и видео наполнения , равно как и высказывать её в любом формате. Журнал не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а, следовательно, автор не гарантирует предоставления достоверной, непредвзятой и осмысленной информации. Сведения, содержащиеся в этом дневнике, а так же комментарии автора этого дневника в других дневниках, не имеют никакого юридического смысла и не могут быть использованы в процессе судебного разбирательства. Автор журнала не несёт ответственности за содержание комментариев к его записям.

Понравился пост? Поделитесь с друзьями:

Posts from This Journal by “Социалка” Tag

promo uchvatovsb july 9, 2016 12:52 77
Buy for 450 tokens
Обо мне Здравствуйте. Меня зовут Сергей Учватов. Вот уже несколько лет веду этот блог, который называется просто — "Записки о жизни". Стараюсь писать о том, что интересно обычным людям. Делюсь тем, что окружает меня и моих друзей. Являюсь специалистом IT с более чем 18-летним…
"ВУЗов", "профессоров" много-много, вот и вся сказочка...
Почему в современной России профессором быть стремно?
да патамушта прохфессоры сами виноваты - особенно это наглядно показывает, что теперь попы также как и прохфессоры пишут диссеры и публикуют научные работы не тему "как правильно верить в бога"
При таком подходе липовый выгоднее, с него деньги получаются, а на реального деньги уходят и уходят.
Подпишусь под всем вышесказанным!! А еще есть минобр, которое не спит и только и думает, как бы этих профессоров на чистую воду вывести. Выдумывают проверки без конца и края, например: у вас в потоке большинство отличников и хорошистов, кажется надо радоваться, ан нет! Создается проверочная комиссия, т.к. "налицо факт получения взятки". Если в потоке в основном троечники с двоечниками, то.... Правильно!! Создается комиссия, т.к. "налицо факт вымогания взятки". Про безумное количество "мертвых душ" в группах я лучше промолчу.
Почти профессор (доцент).
Прежде чем "шить политику" (непатриотичных профессоров как раз пруд пруди, потому как заграничный грант куда престижнее любой отечественной славы, и все гоняются за ними и за поездками в какой-нибудь сельский университет штата Айова - тут ничего не изменилось с советских времён ни в ситуации, ни в мозгах )...
Нет, нужно говорить о деньгах.
Львиную долю получает ректор, иногда поразительно много, далее приближённые, все прочие преподаватели подбирают крошки вокруг этого жирного стола.

Технологии ещё держатся, гуманитарные науки находятся в разброде и почти перестали быть наукой, то есть тем, что опирается на факты и закономерности. Любой бред сойдёт с рук в связи с общей перестройкой массового сознания. Это мировое явление - конец эпохи Просвещения. Возможно, новые Средние века? Когда знания ничто перед убеждённостью и верой (не обязательно в бога)?
Но жить приходится именно тут и сегодня.
Изучить:
1. Различие между фундаментальной наукой, прикладной наукой и технологией
2. Соотношение между средним бюджетом разработки одного современного лекарства и количеством денег, выделяемых в России на науку "из бюджета и прочих фондов"
3. Соотношение между рентабельностью инновационного и ресурсного бизнеса в России

Проверочное задание: написать развернутый текст на тему "Почему любой здравомыслящий российский создатель новой технологии будет внедрять ее только на Западе".
Наука должна ровно одно - выявлять существующие в природе закономерности. Создание на основе этих закономерностей каких-либо устройств, материалов и т. п. не называется наукой. Этим занимаются не Ньютоны и Эйнштейны, а Джобсы и Маски. И ни один Маск в России не будет строить Теслы, ибо знает, что их отожмут путиноиды примерно через полчаса после того, как они выйдут на самоокупаемость. А те путиноиды, которым по званию не положено доить Масков, собирают откаты с минимально активных лабораторий, как нам сегодня сообщает Лента https://lenta.ru/articles/2017/03/20/megagrant/
Средство противодействия давно известно, называется "гражданское общество". Главный недостаток - не работает, пока не внедрено в подавляющую часть народа.
О долгах науки мне известно например из определения науки, которое можно найти в любом словаре от Ожегова c Merriam-Webster до википедии. Ну и заодно из собственного опыта, благо я успел поработать и в академических заведениях, и в наукоемкой промышленности, так что смею предполагать, что представляю разницу:)
А всё потому, как мне кажется, что по советской/российской системе профессор = учитель в первую очередь, а ВУЗ в основном для обучения.

В остальном научном мире ВУЗ - это не столько про образование, сколько про научную работу (в идеале 50/50, но бывает уклоны в разные стороны). Все топовые ВУЗы планеты - это базы создания новейших технологий. Поэтому у них есть деньги, престиж, и некая независимость от своего родного "минобра".
То что Россия загубила у себя почти всю зауку отчасти связано как раз с этим подходом к роли ВУЗов.
Кроме того, профессор в топовом ВУЗе (будь то Америка, Азия или Европа) - в первую очередь начальник своей "мини-компании" в виде лаборатории. Он полностью свободен в поиске грантов и заказов как от государства, так и от частных компаний. Многие сами регистрируют компании и стартапы, оставаясь на должности профессора. Руководство ВУЗа в их дела мало вмешивается. Это ещё одно принципиальное отличие.

Edited at 2017-03-20 06:58 am (UTC)
Качество ВУЗовского образования стало очень низким. Регулярно общаюсь с разными сотрудниками ВУЗов и офигеваю от того, за что они очень нескромную плату берут со студентов. Учебная программа устарела, 90% знаний вообще не пригодятся в трудовой деятельности, а то, что действительно нужно - таких предметов нет. так как нет преподавателей по ним и нет утвержденной министерством программы. Как-то в качестве халтурки пару лет назад прочитал курс в одном ВУЗе, сделал авторский курс. Так вот, я должен был по согласованной программе провести практические занятие и тесты по усвоению материала. Но мне дали помещение без компьютеров и не предоставили ручек и бумаги для проведения тестов. Когда во второй день занятий пришла проверяющая из Министерства, и стала спрашивать всё ли хорошо со словами, адресованными обучающимся: "Если хоть что-то вас не устраивает - сразу скажите, мы очень оперативно всё устраним". Я сказал про компы, слушатели сказали про то, что нет штор на окнах и солнце слепит в итоге толком ничего не видно, а в коридоре красят и от запаха краски у них болят головы, на двери не весит таблички с названием курса и в кабинет постоянно заходят студенты и спрашивают - какой урок и у какого курса. Что после этого изменилось? Ничего! Все остальные две недели красили стены ещё активнее, шторы и табличка с названием курса не появились, компьютеров и бумаги с ручками тоже. Когда высказал проректору - как вы так плохо подходите к учебному процессу, получил ответ: "Они же за корочками пришли". А студенты живо интересовались темой, так как им после курса на работе это нужно было внедрять.
Это я всё к тому - как после этого уважать подобных проректоров и сотрудников из министерства, которым пофигу. А ведь они тоже профессора. После них приходят студенты даже из самых топовых ВУЗов страны, которых приходиться учить нормально по русски писать документы и рассказывать самые азы, которых они почему-то после ВУЗа не знают.
А страх у них был всегда, за рубежом профессора тоже боятся, например, выдвигать гипотезы или афишировать открытия, которые идут вразрез с общепринятыми научными концепциями.

Edited at 2017-03-20 07:01 am (UTC)
Фраза "студенты спрашивали, какой УРОК!" сразу выдаёт большого знатока вузовской жизни. Пишите ещё, пригодится для анекдотов.
Неужели Вы учите "нормально ПО РУССКИ ( без дефиса) писать документы и рассказываете студентам самые азы"? НА УРОКАХ?!!
А чем лекция не урок? Или только шаблонами способны мыслить?
Оправдываться не собираюсь, но вычитываю только деловую переписку.
С Вами всё предельно ясно. Наверняка связаны с современными ВУЗами и тут два варианта:
1. Вы либо современный студент, которого научили мыслить шаблонами и так как не можете воспринять смысл текста, ковыряетесь в ошибках.
2. Работаете в ВУЗе и правда поперек горла встала.
Скорее второе, так как преподавательской гордыней комментарий смердит за версту.
И да, я специально употребил слово "урок", так как со словом "лекция" у многих связан стереотип "профессор, который ходит вдоль доски и что-то бубнит себе под нос".
От Вашего комментария "за версту смердит" недоучкой, который много о себе мнит, и это смешно.
Особенно потешно представить Вас, читающего "урок" для студентов у доски! Я думаю, они спешно бы покинули АУДИТОРИЮ ( а не комнату для лекций!!) или умерли бы от смеха. А какой лексикон: "А чем лекция не урок?" - это в мемориз.
Пишите ещё! Ваши рассуждения "о студентах, спрашивающих, какой урок", и о "профессорах вдоль доски" просто неподражаемы.
Вот таких людей как Вы как раз таки и не стоит пускать к студентам. При первом же случае переходите на личности. Привыкли, что Вам за отметку в зачетке студент кланяется, а если не кланяется, так затроллите его, но очень смешно смотреть как этот обкатанный подход, пытаетесь на других отрабатывать. Лучше бы в смысл слов вдумывались, а не в их написание, может быть не так смешно бы выглядели.
Походу филолог в Вашем случае это не профессия, а диагноз )))
Вы тупой и неинтересный.
Но я скажу о студентах: они намного умнее таких, как Вы, и кого попало в качестве своих преподавателей терпеть не станут. Они сразу определяют IQ, ну, а Ваша безграмотность и неуклюжие фразы - просто позор.
Так что "обкатывайте свой подход" там, где "обкатываете". В университете Вы можете появиться только в качестве вахтёра, возможно, электрика. Если ещё и выглядеть и вести себя будете прилично.
А Вы такая прямо вся умная и интересная. Но в этом комментарии хоть какие-то мысли из себя выдавили, не всё так безнадежно. Всё-таки не полностью ещё превратились в тролля и Homo Criticus. Но, вот гадалкой Вам точно работать не стоит. Вот не разу не то что в яблочко, а вообще по мишени не попали. Но, так как Вы всё-таки не так безнадежны, как я изначально себе представил, то немного ещё бисера перед Вами пораскидаю.
Дабы Вам было ещё забавнее, скажу, что я преподавал более 5 лет и очень рад, что не в ВУЗе, а в частном учебном центре. Вёл курсы по тем технологиям, по которым у меня до этого был практический опыт на реальных проектах. Соответственно, мне было что дать студентам/слушателям/учащимся (подчеркните, то что Ваш мозг воспримет как правильный вариант). И мне было, что им дать, вне зависимости от того - занятия проходили в помещении/классе/аудитории/лектории/кафе/виртуальном кабинете/на скамеечке в парке. И студентам (или как у вас в тетрадке написано их именовать?) было фиолетово, что не всегда правильно ударения ставлю и не идеально звуки произношу. Это были не лекции несколько раз в неделю, а интенсивные тренинги с утра и до вечера с множеством практических работ. После каждого курса студенты заполняли анкеты, оценивая курс и преподавателя. Плохо преподаватель провел курс - до свидания! Но у меня были отличные отзывы почти все 5 лет и прекрасно знаю, где работают многие из сотен тех, кто прошёл моё обучение. Не мало их трудится за рубежом и в лучших компаниях страны и работают с тем, чему обучались на моих курсах. Не один из них не скажет про меня "теоретик херов", а они люди практичные и очень ценят те знания, умения и навыки, которые потом реальную пользу приносят на практике. А какую пользу приносят большинство ВУЗовских предметов? Какие качества формирует то, что человека дрессируют посещаемостью, и вырабатывают из них льстецов, готовых дифирамбы петь ради зачета, а также прививают привычку не спорить с преподавателем? Мне цветы и конфеты никогда не дарили, так как обучающиеся в частном УЦ платят за знания и им не надо кого-то умасливать, дабы добиться расположения. А Ваши тыканья в ошибки в комментариях к блогу - мне трудно передать насколько это смешно и глупо. Как говорил один из ВУЗовских преподавателей, что "человек не может считаться грамотным, если он смотрит телевизор и не знает как он устроен и работает". Вот Ваш троллинг на базе филологического бэкграунда - это из той же оперы. А Вы ожидали после своего быдлейшего троллинга над ошибками, что я буду с Вами "на языке Пушкина" общаться? И Вы мне там ещё что-то про приличное поведение и вахтёров рассказываете? На этом закончу, так как если начну рассказывать про научные достижения и ВУЗовский опыт, то у Вас шаблона на шаблоне не останется. И да, мой русский весьма плох по ряду причин, но мой комментарий и заключался в том, что даже по сравнению с моим низким уровнем практического применения данного языка, те кто приходит после ВУЗов в настоящее время это вообще "ахтунг".
Спасибо. Мне не очень интересно было читать, но я ценю то, что Вы потратили столько времени и сил на написание этого комментария.
И практическая польза есть: теперь я буду знать, как и кто преподаёт "на курсах". Мне прабабушка немного рассказывала о курсах кройки и шитья и курсах домоводства. Очень похоже. Знатоки практики, там преподающие, всегда вызывали у меня уважение. Но даже моя прабабушка из деревни Рязанской области не сравнивала курсы и университет и понимала разницу между ними.
Подобные курсы были и есть в университетах, только размазанные на год, а то и два. Поэтому сравнение абсолютно уместное. Кройка и шитье это конечно здорово, но не думаю, что ИТ-курсы можно сравнивать с ними.
Лично Вас не знаю, и, возможно Вы тот самый идеальный преподаватель, который не смотря на все препоны системы, продолжает свою маленькую победоносную войну за то, чтобы образование не смотря на всё было полезным, а не прожиганием человеко-часов в душных аудиториях. По крайней мере, спасибо, что напомнили мне про то, что с русским языком у меня всё так же без особых успехов. Надеюсь и я смог показать Вам как видят ВУЗовское образование такие люди как я и, что в высшем образовании сейчас очень много системных проблем и какими Вы бы не были замечательным человеком, но Вы в одиночку не скомпенсируете системные огрехи.
Спасибо за некоторые положительные предположения обо мне. Я могу Вас успокоить: я не одна и система образования в РФ вполне добротная. Конечно, недостатков в ней много, но мы стараемся их устранить и сохранить лучшие традиции.
Желаю Вам всего хорошего и успехов в работе.
PS. Наречие "несмотря" пишется слитно.
Спасибо за некоторые положительные предположения обо мне. Я могу Вас успокоить: я не одна и система образования в РФ вполне добротная. Конечно, недостатков в ней много, но мы стараемся их устранить и сохранить лучшие традиции.
Желаю Вам всего хорошего и успехов в работе.
PS. Наречие "несмотря" пишется слитно.
"Один мой знакомый профессор..." - прекрасное начало для байки. Он "секретный профессор"? Можно, по крайней мере, узнать его специализации и место работы? Профессор - герой блоггерской байки - это уже запредельно.
Неблагодарное это дело - жемчуг свиньям метать!
Или свиней - полёту в небе обучать!
Необязательно покупать диплом.Можно выдумать несуществующий институт и присвоить себе звание профессора.Так сделал некто Владимир Жданов,у которого бактерии пукают в вино.
Мне кажется, у Вас слишком пессимистичный взгляд на эту сферу.
На мой взгляд, все достаточно просто: много липовых вузов, академий и универов, где мало настоящих профессоров, которые должны преподавать (лат. professor — преподаватель), а они заседают в НИИ и академиях в виде кукол великих ученых...
Многие кроме преподавательской деятельности еще и работают. А если профессор грамотный, то он себя работой и на пенсии обеспечит, будет преподавать потихоньку. Чем плохо-то?
Ну а про страх, это вы конечно подзагнули. Сокращений и увольнений все боятся, не только профессора.
Да грамотный всегда найдет способ заработать-"Во все тяжкие". Чего до пенсии ждать то.
При этом 86% профессоров поддерживают Путина-видимо не все так плохо.
ага.. расскажите любому научнику из любого провинциального ВУЗа или института, как взять грант, которые распределяются между своими в Москве-Питере? пока ты считаешься молодым ученым (до 35 лет), тебе еще что-то перепадет, если попрыгаешь хорошенько, потом - иди нахрен!
расскажите, как не заниматься административкой, если в нашей организации замдира по НАУКЕ сидит и заполняет беспрерывно бумажки для ФАНО, ибо требуют, хотя должен заниматься собсно наукой..
Господи, да за баблом они все пришли. Работала в ВУЗ, самом крупном в областном центре. Специальностей -миллион. От юристов и экономистов до изо и христианского социолога. Все как один получали взятки, и числились на бумаге начальниками липовых отделов, в итоге официальных на руки-70000 (это 6 лет назад). Зато как составить новые методички, так их хрен допросишься, а ассистенты преподавателей вынуждены либо пороть древнюю пургу на занятиях по лабам, либо на словах делать ссылку о том "произошли уже изменения", либо самим эти методички писать сидеть.
Информация в Вашем комменте катастрофически устарела. Если бы Вы воспользовались интернетом, то узнали бы, что до 2016 число аккредитованных вузов в РФ сократилось на 42%, а филиалов на 80%.
Если сумеете погулить "Неэффективные вузы", "Список вузов, лишённых лицензии", то возможно, найдёте и тот "вуз", который так эмоционально описали.
Простите, а в разговоре со студентами Вы использовали выражения "хрен допросишься" и " "пороть древнюю пургу"? Что же Вы преподавали, интересно?
Я не в преподавательском составе была. И тут не диссертацию пишу, чтоб вы мне ошибками тыкали. ВУЗ и сейчас работает благополучно, и никогда не закроется, ибо это не местечковый филиал чего-то там. Зачем мне смотреть списки, если я его наблюдаю регулярно, и также знаю,что в него до сих поступают люди? Пару преподавателей взяли за взятки и все. Которые, кстати, и не брали ничего дороже коньяка и конфет. Просто были неугодны. Это все равно что закрыть МГУ или МГИМО. Там сотрудников одних-несколько тысяч.
а кто такие "атворитет" и "Натсавник"?
у нас стрёмно быть не только профессором